Безопасность летательного аппарата зависит больше не от его типа, а от самого пилота, управляющего им. Большое значение имеет то, насколько он может трезво оценивать свои возможности и возможности собственного аппарата. Иной вопрос – какой тип летательной аппарата дает больше шансов для этого. Итак, попробуем разобраться, что безопаснее: дельтаплан или параплан.
Безопасность полетов
Поскольку у дельтаплана жесткое крыло, не складывающееся в условиях турбулентности, в отличие от параплана, этот летательный аппарат в воздухе ведет себя более стабильно и менее подвержен влиянию внешней среды, в частности в условиях турбулентности, которые всегда присутствуют в парящем полете. Помимо этого дельтаплан способен летать быстрее, поэтому увеличиваются границы на скорость ветра.
У парапланов есть один большой минус с точки зрения вопроса безопасности – данные аппараты обладают гибким крылом, лишенным жесткого элемента. Это может привести к тому, что при попадании в турбулентность крыло параплана сложится и дальше не сможет лететь, а будет падать. Однако, чтобы оправдать современные аппараты этой категории, нужно сказать, что они могут не только складывать крыло в воздухе, но и расправлять его. То есть, если пилот не начнет паниковать и будет действовать умело, он разложит крыло параплана снова и его полет продолжится. Но при этом у летчика должен быть определенный запас высоты. Если у него не хватит времени и высоты, то столкновение с поверхностью земли может наступить раньше, чем пилот успеет разложить параплан. К тому же не во всех случаях парапланы можно полностью раскладывать.
Нельзя сказать, что дельтаплан намного безопаснее параплана, ведь с этим аппаратом в воздухе можно делать далеко не все что угодно. Дельтаплан во время полета можно просто сломать. Но для этого нужна очень сильная турбулентность и самые суровые условия. В такую погоду парапланы и вовсе летать не смогут.
Параплан – это не парашют
Многие люди полагают, что параплан – это раскрытый парашют, который может обеспечить им должную безопасность. Однако это далеко не так. И такое заблуждение может оказаться весьма опасным. Производители парапланов работают над тем, чтобы максимально сократить риск сложения в воздухе крыла и одновременно увеличить скорость раскрытия его в том случае, когда данное сложение уже случилось. Однако главная проблема в том, что улучшение летных показателей парапланов обязательно приведет к снижению их безопасности их применения. На этом тонком пределе и балансируют отважные спортсмены парапланеристы.
Приземление
И на параплане, и на дельтаплане летчик приземляется на свои ноги. При этом, подлетая к поверхности земли, пилот сбавляет скорость и срывает крыло. Он падает с небольшой скоростью и становится на ноги. Именно приближение к твердой почве является самым критическим моментом для всех видов летательных аппаратов. Неправильные посадки на дельтапланах возможны только из-за ошибок пилотирования, также как и преждевременное падение с параплана.